Вопросы использования земель и выделения земельных участков для россиян всегда имели очень большое значение. По данным Минсельхоза около 18% пашни не используется. В результате земли сельскохозяйственного назначения зарастают бурьяном, древесно – кустарниковой растительностью на протяжении нескольких лет, постепенно становятся непригодными к использованию. Продавать их по кадастровой стоимости нецелесообразно. Арендовать такие земли так же невыгодно, ибо арендатор становится слишком зависимым от решений собственника земли. Также для нашего времени стало привычным размещение на земельных участках сельскохозяйственного назначения автозаправок, придорожных кафе, добыча песчано-гравийной смеси без перевода их в земли других категорий. От такого положения дел страдает сельское хозяйство, все большие площади сельскохозяйственных угодий выбывают из оборота земель сельскохозяйственного назначения. Частью 1 статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
15 августа 2014 года вступило в силу Распоряжение Губернатора Красноярского края «О мерах по контролю за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения на территории Красноярского края» в котором рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края при выявлении фактов нецелевого использования либо неиспользования земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению обеспечить направление информации в специально уполномоченные за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель государственные органы в целях проведения в отношении выявленных фактов плановых и внеплановых проверок.
Надзор за выполнением соблюдения требований земельного законодательства по вопросам использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, осуществляет Россельхознадзор и его территориальные управления, одним из которых является Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю. ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадора» обеспечивает деятельность территориального управления в сфере проведения экспертиз, анализов, обследований с выдачей экспертных заключений.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности Российской Федерации» установлено, что неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
Не стоит забывать, что вступлением в силу с 15 февраля 2014 года Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличены штрафы за неиспользование сельскохозяйственных земель по назначению. Соответствующий закон подписан Президентом РФ Владимиром Путиным.
Документом предусмотрен новый принцип расчета размера административного штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение установленного срока. Теперь штраф взимается с учетом кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, в размере:
- для граждан – от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. руб.;
- для должностных лиц – от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц – от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее 200 тыс. руб.